Ведение предпринимательской деятельности периодически сопровождается налоговыми проверками. И часто по их результатам выявляются нарушения, которые чреваты для индивидуального предпринимателя различными финансовыми санкциями. Другое дело, что не всегда претензии налогового органа бывают обоснованными. Как же в этом случае поступать предпринимателю? Вот ситуация, с которой столкнулся один из наших клиентов.

Я индивидуальный предприниматель и оказываю консультационные услуги. Недавно в отношении меня была проведена налоговая проверка, в результате которой мне была доначислена определенная сумма налога. Я не согласен с принятым в отношении меня решением. Поэтому, подскажите, пожалуйста, каким способом я могу его отменить? Дмитрий, г. Ижевск

Итак, попробуем разобраться во всем по порядку. Прежде всего, нужно иметь представление о том, какой сегодня существует порядок обжалования решений налогового органа. Итак, как и акты любого другого государственного органа, акты налоговой инспекции, по которым делаются доначисления определенных сумм, могут быть обжалованы как в рамках административной, так и судебной процедуры. Причем досудебное обжалование решения налоговой инспекции является обязательным.

Есть два варианта обжалования, которые применяются в зависимости от того, вступило ли в силу решение налоговой инспекции или нет. Согласно части 9 ст. 101  НК РФ принятый документ вступает в силу в течение месяца со дня его получения плательщиком налога. Если он хочет его обжаловать до истечения этого срока, то подается апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 138 НК РФ). Если решение уже вступило в силу, то оспорить его можно посредством подачи обычной жалобы. На ее подачу отводится 1 год с того момента, когда предпринимателю стало известно о нарушении его прав (часть 2 статьи 139 НК РФ). Однако если решение органа ФНС уже вступило в законную силу, то могут начаться действия по принудительному взысканию задолженности.

Дальше мы рассмотрим вариант с подачей именно апелляционной жалобы (далее – жалоба). Предпринимателю нужно начать отстаивание своих интересов с подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. Применительно к описанному выше случаю это будет Управление ФНС России по Удмуртской республике. Жалоба подается через ту налоговую инспекцию, которая вынесла обжалуемое решение. Стоит еще раз обратить внимание на то, что на подачу жалобы отводится 1 месяц с момента получения на руки документа из налоговой инспекции. Столько же отводится и на рассмотрение жалобы. Однако в особых случаях срок работы с жалобой может быть продлен еще на один месяц.
Важно уделить внимание правильному оформлению жалобы. Так, согласно ст. 139.2 НК РФ в жалобе должны быть указаны данные о предпринимателе, налоговый орган, который принял обжалуемое решение и его реквизиты (номер и дата). Также в жалобе последовательно должны следовать доводы, по которым предприниматель не согласен с примененными в отношении него санкциями. Завершают обращение содержание требований, перечень приложений, дата, личная подпись и печать (при ее наличии).  Следует обратить внимание на то, что предприниматель может приложить к жалобе любые доказательства, которые сочтет нужным.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящая налоговая инспекция вправе:

  • оставить жалобу без удовлетворения, а предыдущее решение – в силе;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части;
  • принять новое решение.

После получения ответа, у предпринимателя существует два варианта дальнейших действий. Либо подготовить новую жалобу, но уже в ФНС России, или же обратиться с заявлением в арбитражный суд с заявлением об отмене первоначального решения.

Остановимся на судебной процедуре. Она будет осуществляться в соответствии с Главой 24 АПК РФ.  Для этого предприниматель должен обратиться в арбитражный суд не позднее трех месяцев со дня получения ответа по жалобе.

Формой обращения будет не привычный иск, а заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции. В нем должны быть указаны сведения о проведенной проверке, суть обжалуемого решения, а также основания, по которым документ противоречит нормам действующего законодательства. В заключении необходимо попросить признать недействительным решение налоговой инспекции.

К иску прилагаются копии акта проверки, самого  решения и результатов его обжалования, а также бухгалтерских и иных документов, подтверждающих правоту предпринимателя. Не нужно забывать и о госпошлине, которая составляет для индивидуальных предпринимателей 300 рублей. Перед подачей заявления его копию с приложениями необходимо отправить в адрес налоговой инспекции заказным письмом с описью вложения.

По действующей процедуре заявление рассматривается арбитражным судом в течение трех месяцев. В рамках слушания дела именно ответчик должен доказать свою правоту. Если заявление будет удовлетворено, то решение вступает в силу сразу с момента его провозглашения (части 7 и 8 ст. 201 АПК РФ).

Споры с налоговыми органами носят достаточно специфический характер. Это, главным образом, обусловлено сложностью для понимания многих положений налогового законодательства. Кроме того, существует масса разъяснений государственных структур, которые противоречат друг другу. Поэтому так важно воспользоваться помощью квалифицированного специалиста. Юристы Правового Центра «Аргумент Плюс» сделают комплексный анализ всех документов, подготовят обоснованную жалобу в вышестоящий налоговый орган, а также представят ваши интересы в арбитражном процессе.