Если заходит речь о покупке машины, то многие обращаются в автосалоны. Новый автомобиль хотя и обойдется дороже, но при этом риск столкнуться с мошенниками сводится к нулю. Вместе с тем, приобретение транспортного средства таким образом еще не свидетельствует о его 100 % качестве. И когда у водителя с машиной начинаются проблемы, то часто он не находит понимания у продавца. Поэтому возникает закономерный вопрос: что делать, если автосалон отказывает в гарантийном ремонте автомобиля? Вот случай из жизни.
Месяц назад приобрел в автосалоне машину. За то недолгое время, в течение которого я на ней езжу, обнаружились проблемы с двигателем, тормозной системой и внешним освещением. Поскольку автомобиль еще находится на гарантии, то я обратился к продавцу с просьбой устранить неполадки. Однако я получил отказ со ссылкой на то, что дефекты возникли вследствие неправильной эксплуатации машины. Как я должен поступить дальше в такой ситуации? Артем, г. Ижевск.
Попробуем разобраться в данной ситуации с самого начала. Прежде всего, необходимо изучить договор купли – продажи и условия гарантии. Из них можно составить представление относительно гарантийного срока и случаев, когда отказ в гарантийном ремонте автомобиля допускается. Дело в том, что на некоторые случаи, также как и на отдельные детали машины гарантия не распространяется.
Когда обслуживание гарантийное, то ремонт автомобиля может осуществлять прикрепленная к автосалону СТО. Туда следует адресовать в автосалон заявление на гарантийный ремонт автомобиля. В нем следует указать такую информацию: реквизиты договора купли-продажи, описание автомобиля (модель, год выпуска, номера кузова и двигателя), а также перечень дефектов. Кроме того, при оставлении автомобиля на ремонт стоит составить акт приемки – передачи машины.
Сколько по времени должен длиться ремонт автомобиля на гарантии?
Если в договоре купли-продажи автомобиля сроки гарантийного ремонта не установлены, то покупатель вправе определить их самостоятельно в заявлении. Следует помнить, что по законодательству время гарантийного ремонта автомобиля не может превышать 45 дней (ст. 20 Закона «О защите прав потребителей).
Сегодня машины отнесены к технически сложным товарам. Это означает, что если гарантийный ремонт автомобиля затянется больше, чем на полтора месяца, то покупатель смело может просить автосалон вернуть потраченные за машину деньги. Такие права потребителя закреплены в ст. 18 Закона о защите прав потребителя. При этом отговорка автосалона о том, что задержка в устранении недостатков вызвана отсутствием запчастей, не принимается.
На какие случаи гарантия не распространяется?
В соответствии с условиями приобретения конкретной машины могут быть установлены случаи, на которые требования по гарантийному ремонту не распространяются. Эти ситуации могут охватывать как конкретные комплектующие, так и основания возникновения дефектов. Например, автомобиль попадает в ДТП по вине водителя. Здесь на устранение повреждений гарантия уже распространяться не будет.
Не действует гарантия и на дефекты, возникшие вследствие неправильной эксплуатации автомобиля. Для того чтобы установить причины поломки, покупатель вправе настаивать на проведении независимой экспертизы. По закону она должна быть проведена средствами автосалона. И если выяснится, что не прав все-таки покупатель, то ему придется возместить все понесенные расходы. С другой стороны, владелец машины вправе не согласиться с заключением эксперта и обжаловать его в суде.
Что делать, если последовал отказ в гарантийном ремонте машины?
Если же, несмотря на положительные для потребителя выводы эксперта, продавец все равно откажется проводить ремонт, то покупатель вправе действовать следующим образом.
Владелец автомобиля может отремонтировать машину в другом месте. При этом нужно сохранить все акты, чеки, накладные и иные документы, подтверждающие расходы. Все понесенные затраты покупатель вправе взыскать с автосалона в качестве убытков. Кроме того, в данной ситуации собственник машины может претендовать и на моральный ущерб. Однако для этого следует предъявить претензию.
Претензия в случае отказа в гарантийном ремонте подлежит удовлетворению в течение 10 дней с момента ее получения. В противном случае покупатель может обратиться в суд с иском о взыскании с автосалона соответствующих сумм. В данной ситуации владелец автомобиля получит право на начисление автосалону пени в размере 1% от стоимости машины за каждый день просрочки.
Можно ли вернуть деньги за автомобиль?
С автомобилями ситуация достаточно интересная. Если в машине были обнаружены дефекты, то он вправе вернуть ее только в рамках 15-ти дней после покупки. Исключения составляют случаи, когда недостатки носят существенный характер. Тогда возврат машины и обратное получение денег возможны за пределами указанного срока.
Сложность состоит в том, что степень существенности недостатков для машины категория оценочная. Поэтому определить, существенны или нет дефекты, может только суд. Поэтому, в исковом заявлении о возврате денег следует обосновать невозможность эксплуатации машины при данных недостатках.
Независимо от того, по каким основаниям подается иск, потребитель вправе обратиться в районный суд как по своему месту жительства, так и на территории нахождения автосалона. В этом случае государственная пошлина не уплачивается.
Автомобиль вещь дорогая и для многих – незаменимая. Поэтому гарантийный ремонт требует серьезного отношения. Если вы столкнулись с отказом автосалона или СТО провести его, то юристы Правового Центра «Аргумент Плюс» всегда готовы прийти на помощь. Придя к нам в офис, вы можете получить не только устную, но и письменную консультацию. Наши специалисты разработают специально для вас претензию в автосалон и исковое заявление в случае, если автосалон откажет в гарантийном ремонте или возврате денежных средств. Кроме того, оформить заказ на эти документы можно и в нашем интернет-магазине юридических услуг.