Костромская областная дума внесла в Госдуму законопроект о предоставлении работникам гарантий на получение заработной платы независимо от причин ее невыплаты работодателем. Проблема с невыплатой заработной платы сейчас стоит особенно остро. В условиях кризиса многие работодатели не могут справиться с финансовой нагрузкой и допускают задержку выплаты заработной платы.

Разработчики законопроекта предлагают создать Гарантийный фонд заработной платы, которым будет распоряжаться Агентство по выплате заработной платы. Гарантийный фонд будет иметь несколько источников финансирования.

  1. Изначально понадобится первоначальный имущественный взнос РФ. Какая сумма потребуется неизвестно, но учитывая что задолженность работодателей перед работниками в условиях кризиса не планирует уменьшаться, предполагаем, что этот взнос будет значительным. Примечательно, что авторы законопроекта заявляют о том, что принятие поправок не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, так как законопроектом устанавливается только правовая основа для возможности создания в Российской Федерации гарантийного фонда по выплате заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.
  2. Авторы законопроекта предполагают постоянное финансирование за счет средств федерального бюджета.
  3. Денежные средства Гарантийного фонда будут размещены на специальном счете кредитной организации с возможностью начисления процентов.
  4. В случае погашения задолженности перед работниками, Агентству перейдет право требования уплаченных денежных сумм с недобросовестного работодателя. Взысканные денежные средства также будут направляться в Гарантийный фонд.
  5. Также Агентство сможет осуществлять политику инвестирования временно свободных денежных средств гарантийного фонда. Предполагается, что такое инвестирование будет приносить прибыль
  6. Разработчики законопроекта не стали ограничивать Агентство в возможностях пополнения Гарантийного фонда и заложили в законопроект иные источники, предусмотренные или не запрещенные законом РФ.

Собранные денежные средства будут направляться на выплату заработной платы и текущие расходы, связанные с осуществлением функций по ее выплате, а также иные цели, в соответствии с федеральными законами.

Разработчики законопроекта не планируют ограничиваться принятием поправок в Трудовой Кодекс РФ. Для определения порядка и условий финансирования выплаты заработной платы за счет гарантийного фонда планируется принять специальный федеральный закон.

Проанализировав законопроект можно прийти к выводу, что без надлежащей финансовой аналитики его развернут. Сомневаемся, что Госдума будет принимать декларативные поправки к Трудовому кодексу РФ без учета планирующейся нагрузки на федеральной бюджет, которая в любом случае понадобится для нормальной работы Агентства по выплате заработной платы.

Конечно, мы с радостью поддерживаем установление дополнительных финансовых гарантий прав работников. Однако мы не питаем иллюзий насчет возможного принятия законопроекта и считаем, что Костромской областной думе следовало проанализировать и возможную финансовую нагрузку на федеральный бюджет.