Помимо фиксированной оплаты труда в виде оклада или тарифа работодатели предпочитают использовать различные варианты дополнительных периодических выплат: премий за определенные результаты труда. Эти дополнительные выплаты могут быть завязаны на эффективность работы, как самого сотрудника, так и эффективность работы подразделения или компании в целом. Подобные условия обычно обсуждаются с работником при трудоустройстве. При этом условия о премировании указываются в трудовом договоре и (или) в положении о премировании, если таковое в организации существует. С трудовым договором и положением о премировании сотрудник знакомится до приема на работу под роспись. Необходимо отметить, что ситуации прекращения выплаты премий, незафиксированных в документах, относятся к числу непростых, но в практике наших юристов есть положительные примеры их разрешения.

Безусловно, нередки и случаи, когда при приеме на работу выплата премий была прописана в документах, но по истечении некоторого промежутка времени, премия перестала выплачиваться или ее размер существенно снизился. Как быть в такой ситуации? Давайте разбираться.

Если выплата премии была четко обозначена в трудовом договоре, например, в виде процента от оклада или конкретной суммы, то изменить это условие в одностороннем порядке работодатель не имеет права. Это можно сделать лишь с обоюдного согласия сторон (сотрудника и работодателя). Исключение составляют случаи, связанные с изменением организационных и технологических условий труда, тогда трудовой кодекс позволяет работодателю менять условия трудового договора в одностороннем порядке.

Правда, нужно помнить, что подобные изменения не относятся к разряду рядовых ситуаций. Они должны быть достаточно весомы и тщательно обоснованы работодателем, чтобы послужить правомерным поводом к изменению условий, зафиксированных в трудовом договоре. Но и в этом случае изменения не вводятся одномоментно. Сотрудник должен быть предупрежден об их введении не менее чем за два месяца, в течение которых прежние условия выплат сохраняются. Также за сотрудником остается право не согласиться с нововведением, тогда ему должны предложить другую работу в компании. Если же другой работы нет или сотрудник не согласен ее выполнять, то его увольняют, выплатив двухнедельное выходное пособие.

Если же выплата премии конкретно не обозначена в трудовом договоре, а регулируется положением о премировании, а работодатель решил его изменить, то о введении его новой редакции сотрудник также должен быть предупрежден не менее чем за два месяца. Аналогично со схемой описанной выше, сотрудник имеет право не согласиться работать в новых условиях и получить двухнедельное выходное пособие при увольнении.

Таким образом, чтобы ввести новые правила премирования или вовсе прекратить выплату премии, у работодателя должны быть веские основания. Внедрение нововведений предполагает четкую процедуру, не соблюдая которую работодатель нарушает права работника. За восстановлением нарушенных прав сотрудник может обратиться в трудовую инспекцию, прокуратуру, суд.

Но не всегда невыплата премии является нарушением прав работника. Порой к нам обращаются клиенты, у которых ничего не менялось в условиях выплаты премий, новое положение о премировании работодатель не вводил, а премию сотрудник получать перестал. Следует признать, что ряд компаний намеренно издают положения о премировании, в которых не всегда просто разобраться без юридической помощи. Наши юристы помогут внести ясность в подобных ситуациях и разрешить спорные моменты.