Электронная почта – удобный инструмент взаимодействия с контрагентами. Порой заказчику нужно срочно поставить товар, а заключить договор в обычной письменной форме не представляется возможным. И стороны в подтверждение своих намерений обмениваются “сканами” договора по электронной почте. Но как правильно заключить договор по электронной почте? Как он должен быть подписан и будет ли он иметь юридическую силу? На эти вопросы мы ответим в настоящей статье.

Как правильно заключить договор по электронной почте?

При ответе на этот вопрос мы рекомендуем придерживаться соблюдения определенных условий. Мы, конечно, не даём гарантии, что их неукоснительное соблюдение избавит вас от риска признания договора незаключенным, но существенно его уменьшит.

  1. Укажите в договоре адреса электронной почты, которые будут использоваться сторонами при исполнении контракта.Если их не указать, то суд при рассмотрении спора может и не прийти к выводу, что переписка или договор исходит от вашего контрагента. Многочисленные споры так и остались неразрешенными по причине отсутствия адресов электронной почты в договоре.
  2. В деловой переписке используйте только адреса электронной почты, указанные в договоре. Бывают такие случаи, когда письма неоднократно пересылаются и в итоге вы получаете ответ от лица, адрес электронной почты которого не указан в договоре. Старайтесь всегда соблюдать это простое правило. Особенно, если вы получаете какие-то юридически значимые сообщения или документы. При наличии сомнений запросите подтверждение полномочий лица, на общение с вами по договору. При необходимости можете заключить дополнительное соглашение к договору и прописать новый адрес электронной почты, по которому предполагается взаимодействие.
  3. Сохраняйте историю писем и переписки на сервере. История вашей переписки поможет пролить свет на ваши взаимоотношения, цели, которые стороны преследовали при заключении договора и быть полезным инструментом в случае возникновения каких-то спорных моментов. Крайне не рекомендуем хранить письма на локальном сервере, если у вас на постоянной основе не осуществляется резервное копирование. В случае выхода из строя сервера, при отсутствии договора на бумажном носителе, вы рискуете остаться и без договора, и без переписки с контрагентом.
  4. Проверьте привязан ли адрес электронной почты вашего контрагента к их домену. Почта, которая находится на доступном для рядовых пользователей сервере, вроде mail.ru или gmail.com, не внушает особого доверия. Особенно, если не содержит официального названия организации в адресе. Если же почта будет привязана к домену, то у суда не будет причин считать, что переписка исходят от какого-то другого лица. Официальный сайт, официальная почта – всё будет указывать на вашего контрагента.
  5. Проверьте представлен ли на официальном сайте адрес электронной почты, который планирует использовать другая сторона. Если ваш контрагент предлагает указать в договоре другой адрес электронной почты, нежели тот, который используется им в повседневной жизни, то есть повод задуматься о причинах такого поведения. В любом случае лучше подстраховаться и указать в договоре официальный адрес электронной почты вашего контрагента.
  6. Убедитесь, что письма вашего контрагента содержат подписи лиц, их отправляющих. Соблюдение данного правила позволит понять от кого исходит то или иное сообщение и оценить полномочия лица. Если же у вас возникнут сомнения вы всегда сможете запросить дополнительное подтверждение.

Как должен быть подписан договор по электронной почте?

Итак, вы составили договор, указали адреса электронной почты сторон, проверили, что ведете переговоры с уполномоченным представителем контрагента, и готовы выслать договор на подписание. Но не торопитесь его отправлять, прежде чем не выполните предварительную подготовку договора. Ваша задача – чтобы договор был надлежащим образом подписан и отсканирован другой стороной.

  1. Оставьте в нижней части каждой страницы договора место для того, чтобы другая сторона могла поставить свою подпись и расшифровку. Не забудьте напомнить контрагенту о необходимости подписать каждую страницу договора. Обычно люди просто забывают об этом и ставят подпись только на последней странице.
  2. Попросите выслать “сканы” каждой страницы договора в разрешении не менее 200 точек на дюйм в цветовом режиме “Оттенки серого” (“Gray Scale”). Чем выше качество документа, тем проще будет установить подлинность подписей и убедить суд в том, что договор был заключен надлежащим образом, а стороны постарались предусмотреть всё, чтобы исключить риск признания договора незаключенным. Мы рекомендуем использовать цветовой режим “Оттенки серого” или “Gray Scale”, так как арбитражные суды принимают только такие документы. Также они принимают сканы документов, выполненные в черно-белом варианте, но как показывает практика, в этом режиме не всегда видна печать организации. При использовании цветового профиля “Оттенки серого” такая проблема встречается только на тусклых печатях организаций.

Будет ли договор, заключенный по электронной почте, иметь юридическую силу?

При соблюдении указанных выше требований вы существенно снизите риски признания договора незаключенным. Но можно ли быть уверенным, в том что заключенный таким образом договор будет иметь юридическую силу? К сожалению, утвердительно ответить на этот вопрос мы не можем. В случае неисполнения другой стороной обязательств вы можете столкнуться с риском того, что суд не признает договор заключенным. Особенно, если другая сторона будет отрицать факт совершения сделки или приводить аргументированные доводы в обоснование своей позиции. Не факт, конечно, что ей это удастся, так как суд будет анализировать переписку, другие документы, подписанные сторонами (например, счета-фактуры, товарные накладные, акты приема-передачи, акты сверки и т.д.) и вполне может прийти к выводу, что между сторонами договор всё же был заключён. Но риски всё равно будут сохраняться на весь период действия договора, пока не изменится судебная практика или пока в гражданское законодательство не внесут соответствующие изменения.

Поэтому, если вы хотите избежать подобных рисков, мы рекомендуем обмениваться оригиналами документов сразу после получения договора, подписанного по электронной почте. Если у вас будет на руках экземпляр договора на бумажном носителе с оригинальной подписью и печатью, риск признания договора незаключенным останется в прошлом.

Если вы столкнулись со спорной ситуацией и хотите проконсультироваться с юристом, то вы всегда можете задать вопрос нашему онлайн-консультанту, написать через форму обратной связи или оформить заказ на юридическую консультацию. Мы будем рады вам помочь!

comments powered by HyperComments